среда, 28 января 2009 г.

Дебаты вокруг сертификации тестировщиков

И снова здравствуйте! :)
И сразу, как говорится, вопрос в лоб:

Коллеги, а многие ли среди ваших знакомых тестировщиков имеют сертификаты?
А многие ли хотят иметь?
А многие ли столкнулись с необходимостью их иметь?
А как вы относитесь к сертифицированным специалистам?

Как ни странно, но тема сертифицирования тестировщиков очень актуальна в последнее время...

Писали об этом уже и Алесей Баранцев в статье "Какие сертификаты нужны тестировщикам",
и Александр Орлов в статье "Шашечки или ехать". Кстати, надо сказать, что в голосовании, которое устроил тот же Александр Орлов наблюдается весьма интересная картина по результатам...

А ваше мнение какое?

Кстати сказать, я тоже имею что сказать на этот счет, но скажу буквально очень скоро :)

Всегда ваша,
Наташа Густыр

25 комментариев:

Алексей Лупан комментирует...

Что-то мне не показалось, что эта тема "стала актуальной в последнее время". Она всегда на одном и том же уровне актуальности.

Вам бы как раз начать эту запись с самого конца, где "имею что сказать на этот счет" - тогда было бы что обсуждать :)

А.Б. комментирует...

Наталья,

Для меня сертификат это всего лишь удовлетворение своих собственных амбиций. Я сдал, я доволен собой. Если наличие такового сертификата важно работодателю, то в итоге я получаю двойную выгоду.

Спасибо,
Алексей Булат

nhu комментирует...

To Алексей Лупан:

Алексей, что касается актуальности темы, то мне все-таки кажется, что сейчас произошел некоторый всплеск в ее обсуждении. Возможно, такие всплески происходят регулярно, но, к сожалению, о других я просто не знаю. Именно к сожалению, иначе я могла бы принять Вашу точку зрению.

На конференции SQA Days тема сертификации была затронута при выступлении Андрея Кощеева из HP. И после этого мне стали писать люди с вопросами о том, какие сертификаты для тестировщиков есть, где их получить. Некоторые минские компании задумались о сертификации своих тестировщиков и даже на днях (точнее - 27 января)в Минске состоялся экзамен по ISTQB. И он не просто так к нам пришел - над этим специально работали люди.

Плюс ко всему на эту тему выходят несколько статей/постов (в частности, которые я указала), а также на следующей конференции SQA Days, которая будет проходить весной в Питере, также планируется поднимать вопрос сертификации.

Теперь ко второй части Вашего комментария:
Согласитесь, что если бы мы с Вами думали одинаково - с чего начинать посты, что там писать - то мы имели бы совершенно одинаковые блоги, а это не очень интересно :)
Да и обсуждать пока нечего - Вы правы, но я и не просила.
В самом начале поста есть целый ряд вопросов, на которые тоже интересно знать ответы.

Спасибо!

nhu комментирует...

To Alexey Bulat:

Алексей, спасибо за мнение!

VicTort комментирует...

Коллеги, а многие ли среди ваших знакомых тестировщиков имеют сертификаты? примерно 5 из 100

А многие ли хотят иметь?
примерно 20 из 100

А многие ли столкнулись с необходимостью их иметь?
0 из 100

А как вы относитесь к сертифицированным специалистам?
Так же как и к несертифицированным :)

Работать надо, а не сертифицироваться!

nhu комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
nhu комментирует...

To VicTort:

Очень интересная статистика - спасибо!
Необходимость "0 из 100" иметь сертификат очень впечатлила :)

А работа, как говорится, не волк... :)

А.Б. комментирует...

2 VicTort:

Интересное мнение, работать надо - согласен.
Но если я буду проводить набор и у меня на столе будет 2 одинаковый резюме, но в одном будет стоять ISTQB/ISEB Certified Teter, а в другом не будет, и после личного интервью оба кандидата будут приблизительно одинаковы по уровню, то я выберу того у кого есть сертификат. Т.к. сертифицированный специалист дороже продается заказчику, и компания обладающая сертифицированными специалистами ценится больше. Почему я говорю про Запад, да потому что оттуда и приходит большинство проектов.

И еще, подготовка к сертификации и ее сдача может и должна проводится без отрыва от производства! Если у вас в компании не так, то сами виноваты!

Вот.

А.Б. комментирует...

В последнем посте описка :)
вместо ISTQB/ISEB Certified Teter хотел написать:
ISTQB/ISEB Certified Tester

Sorry!
Алексей Булат

Алексей Лупан комментирует...

Алексей, наличие сертификатов и других регалий - вопрос обоюдоострый.

Мои друзья из Канады и Франции твердят, что как раз из-за большого количества всевозможных удостоверений о знаниях работодатели отбраковывают их резюме по причине "Слишком уж много запросят..."

И причина отлично озвучивается: "You are 'wow!', but you are overqualified for this job".

Алексей Лупан комментирует...

Наталья, у меня к блогам газетный подход: сообщения должны быть информативными. С первых строк надо хватать быка за рога (или за прочие причиндалы), а не обещать, что щас... вот щас... вот щас я как схвачу его! О-о-о, вооот, вот щас как схвачу!

;)

А одинаковых блогов, если они пишутся разными людьми, быть не может. Люди же разные :)

nhu комментирует...

To Алексей Булат:

Алексей, сертификат сыграл бы решающую роль даже в том случае, если бы запрос по зп кандидата с сертификатом превосходил запрос по зп кандидата без него?

Что касается подготовки к сертификации, то тоже момент спорный:
- если она в интересах компании, то готовиться разумно в рабочее время (разработчики у нас так и поступают)
- а если компании сертификат не интересен, а нужен он лично тестеру, то пусть в свое личное время и готовится.

nhu комментирует...

To Алексей Лупан:

Да-да-да! Я тоже слышала про "You are WOW..." :)
Отличная фраза!

По вопросу одинаковости людей и подходу к блогам.
У меня подход иной: я воспринимаю блоги как "мысли вслух", как личный журнал, личные записки, с одной разницей в том, что их не запрещено читать другим. Поэтому ни к самим блогам, ни к их авторам никогда не имею претензий :)

А люди потому все разные и есть, что если 2 одинаковых, то один из них просто не нужен...

Unknown комментирует...

С моей точки зрения, если есть два одинаковых тестировщика, но у первого сертификата нет, а у второго есть, выбрать надо первого. Почему? Объясню.

1. Если второй просит более высокую зарплату только за то, что у него есть сертификат -- зачем переплачивать за бумажку?

2. Если второй не просит более высокую зарплату -- это подозрительно :)

3. Если у второго есть сертификат, то можно предположить, что его учили, но он смог достичь только такого уровня. Поэтому лучше взять первого, отправить на тренинг или поучить его иным способом, и в результате у нас с большой вероятностью будет специалист без сертификата, но зато более грамотный.

Ясно, что моё мнение предвзятое, я придумываю аргументы против сертификатов. Как всякий порядочный иезуит, я могу придумать и аргументы за. Но не буду :)

Галина Романова комментирует...

На данный момент, нет необходимости в сертифицированных специалистах. Это не нужно работадателю. Хорошо это или плохо? Пока не понятно.
Нужна ли сертификация? Смотря какая. Такой, что точно нужна не существует, иначе бы вопрос не стоял :)
Лично я воспринимаю сертификацию, как проверку теор. знаний. Была бы моя воля - прошла бы по максимуму, чтобы оценить себя. Но это нужно только мне :)

А.Б. комментирует...

2 Алексей Лупан:
На счет "большого количества всевозможных удостоверений о знаниях" я не зря написал ISTQB/ISEB Certified Tester, другие для меня не играют никакой роли... Т.к. этот считаю наиболее авторитетным на данный момент, примерно как Java Sun Certification...

Далее, на счет кому нужны сертификаты?
Работал я пару лет назад в в Москве на одну Восточную фирму. И вот дабы поднять авторитет фирмы, и стоимость ее и т.д. Решили, что все разработчики и авто-тестеры должны стать сертифицированными специалистами. Компания сказала надо, и все с удовольствием поучились (НЕ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ) и сдали.
А теперь ответьте чем это плохо? Мне что теперь сложнее найти работу?

И теперь про "You are 'wow!'. Мне кажется что Вам тоже самое скажут, если вы придете с 10-ти летним опытом работы руководителя группы тестирования, устраиваться на просто синьёр тестера. И даже отсутствие сертификатов не поможет...

Алексей Лупан комментирует...

Вариант случая, когда есть необходимость в сертификатах:

We are on the way of expanding of MS Gold Partnership status to our company.

In order to pass this procedure successful and rapidly we strongly need your support in collection of addition information concerning of your certifications in the domain of Oracle DB administration.

Чисто технический момент.

STA комментирует...

Еще один из вариантов,когда сертификат необходим - это участие в тендере на разработку со строго оговоренными входными условиями.
Причем это не надуманная причина, а реальный факт. Один из наших офисов неоднократно участвовал в таких тендерах и входной билет туда включал обязательное наличие сертифицированных специалистов в целевых областях проекта. И подготовку таких специалистов офис брал на себя включая время потраченное на обучение в рабочее время.

nhu комментирует...

To Алексей Баранцев:

Алексей, спасибо за интересное мнение. Я, признаться, с этой стороны не думала :)
Но твое логическое и последовательное рассуждение заставляет признать, что много правды в твоих словах! :)

nhu комментирует...

To Galina:

Поддерживаю Вашу мысль!
Это, кстати, отражено и в моем следующем посте про сертификацию. :)

nhu комментирует...

To Alexey Bulat:

Леша,
>> А теперь ответьте чем это плохо? Мне что теперь сложнее найти работу?

Нет, не сложнее. Но разве проще?
Если да, то одно из двух:
- тебе повезло с сертификатом и поиском работы - тогда прими мои искренние поздравления!
- на сертификаты все больше и больше начинают обращать внимание.

nhu комментирует...

To Алексей Лупан:
Хороший пример по поводу технического момента! Но мы говорили о сертификации тестировщиков...
Насколько такая ситуация возможна там - вопрос. По крайней мере, мне ничего на ум не приходит.

Кстати говоря, я все-таик написала, что я думаю о сертификации :)
И там упомянула, что сертификации бывают ооочень разные. Думаю, имело бы смысл говорить о конкретных сертификациях...

Ага, есть темя для размышления...... (это я уже себе :))

nhu комментирует...

To STA:

Сергей, ты абсолютно прав - это необходимость, вызванная рабочими требованиями.

Однако, например, у нас с тобой есть один очень хороший общий знакомый (по крайней мере, один), просто DB-гений, но так и не имеющий НИ ОДНОГО сертификата по сей день! :)
И таких специалистов - тьма!

А.Б. комментирует...

Есть пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму"

Думаю, что она отвечает на все вопросы:
- Какой бы не был у тебя сертификат его надо уметь подтвердить в любой момент времени, если этого ты сделать не можешь,то советую никому не афишировать его наличие...

nhu комментирует...

To Alexey Bulat:

Народная мудрость - против нее не попрешь! :)

У меня на собеседовании как-то девочка была, которая утверждала, что у нее сертификат по английскому языку, но даже двух слов связать не могла, и, кажется, не понимала, о чем мы ее спрашиваем :)

С таким сертификатом только по всем известному адресу можно сходить... :)