понедельник, 6 апреля 2009 г.

Учим тестированию студентов!

В одном из своих постов я уже говорила о том, что среди прочих грандиозных планов - преподавание курса по тестированию ПО студентам БГУИР.

Свершилось!

И вот уже с 11-го марта дважды в неделю я наслаждаюсь общением со студентами на тему тестирования!
Признаться, до начала курса настороженно относилась к тому, как пойдет общение. Но, как ни странно, студенты ведут себя очень заинтересованно и активно. И что особенно приятно - они задают вопросы! А это значит, что:
- Они не боятся
- Они слушают
- Они пытаются разобраться
- Им небезразлично
- И, надеюсь, они, в итоге, усваивают
По поводу последнего утверждения могу сказать следующее: кое-что усваивают точно, потому что часто слышу: "а вот Вы говорили так-то", "а это называется так-то", "а такие-то тесты писать будем?" и т.д. и т.п.
Ну, а все остальное мы проверим на итоговой работе...

Кстати сказать, курс пришлось немного адаптировать под студентов. Во-первых, формат занятий другой - это не 3 дня подряд, а всего-то по 2 пары в неделю. Во-вторых, студентам приходится объяснять все с нуля, даже понятия, поэтому приходится обращать внимание и на ооочень базовые вещи.

Ну и что еще приятно, так это то, что группа у нас пока "экспериментальная", пришли только заинтересованные студенты (и даже среди таких, как они, был конкурс!), поэтому аудитория сродни той, которая осознанно приходит на курс по тестированию, например, в том же Интерфейсе.

Пока, как говорится, "Учиться! Учиться! и еще раз - Учиться!"
Ждем результатов :)

Всегда ваша,
Наташа Густыр

14 комментариев:

Unknown комментирует...

Наташа, привет! Поздравляю, клева.
Интересно:
1)Для какого факультета, специальности, курсе ты читаешь курс?
2) У тебя краткосрочный курс/факультатив или семестроывый курс как часть учебной программы на семестр?

EPAM регулярно проводил курсы по тестированию в ВУЗах, в том числе - в БГУИРе. А пару лет назад мы попытались внедрить семестровый курс по тестированию как обязательный предмет - КСИС/Информатика, 3-4 курс.

nhu комментирует...

Саша, привет!
Спасибо за поздравления!

Сейчас читаю курс на ФИТиУ. Группа сборная - там ребята и с разных специальностей, и с разных курсов (от 2-го до 4-го).
Курс рассчитан примерно на 24 академических часа, то есть по 2 пары в неделю получается на целый семестр. Я бы, конечно, ради эффективности предпочла читать более интенсивно. Но, к сожалению, приходится подстраиваться под расписания разных специльностей и курсов, поэтому вариантов со свободным временем у студентов и свободными аудиториями (особенно компьютерными) нашлось не так-то много :)

Пока проводим как факультатив. ПО окончании обучения посмотрим на результат. Возможно, куда-нибудь и как семестровый обязательный предмет пристроим :) - будет видно.

А что ЕПАМ? только пытались внедрить семестровый курс по тестированию как обязательный предмет или все-таки внедрили?

Unknown комментирует...

Внедрили, и передали преподавателю с кафедры. Но текущую его судьбу надо учтонять. Очень интересно, что там сейчас :) Я в то время еще учился в магистратуре на этой специальности и был "на передовой" во время передачи (был передатчиком в прямом смысле слова).

Да, самое сложное в этом деле - подстроиться под учебный план ВУЗа/кафедры, да и специфика там своя... Еще есть одно принципиальное отличие между:(а) курс для последующего отбора на работу и (б) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ курс в учебной программе студентов. Огромная разница в мотивации и интересу к материалу. Соответственно, удовольствие от преподавательской работы тоже очень разное.

Желаю, чтобы эта дельта в твоей практике не была большой!

А.Б. комментирует...

Наташа, рад за тебя, так держать!
Многое в нашей жизни зависит от первых учителей. Надеюсь, что многие твои студенты в последствии придут к тебе на интервью :)

nhu комментирует...

To alex.ikhelis:

Да, Саша, ты прав: когда обязаловка есть, она всегда напрягает :), поэтому факультатив в этом случае - спасение от нудной работы и безответственных/незаинтересованных студентов :)

Что касается преподавательской работы, то тут у меня есть разный опыт - и в школе с класами по 30 человек, и в гимназии с одаренными детьми - так что представляю, что к чему :)
Спасибо за пожелания!

nhu комментирует...

To Alexey Bulat:

Эх, Леша, твои слова - да Богу в уши! :)
Буду и я стараться!

Julia Nechaeva комментирует...

Молодец, поздравляю, коллега!

Ты знаешь, я тоже заметила, что очень интересно учить "невинные души", неиспорченные реальными проектами :)))

Моя ж группа защитилась 2 недели назад. Публично, с проектором...

Грамоту мне в универе вручили:) отсканю - выложу.

nhu комментирует...

Юля, спасибо за поздравления! :)
Про твою почетную грамоту я уже слышала - молодца! Так держать! :)

Кстати, а твои в какой форме защищались-то? Что-то типа курсового проекта делали? Или в другом виде?

Nick комментирует...

Важно, чтобы студенты не забыли то, чему их учат. И не менее важно, чтобы они росли в QA, а не перемахнули в программеров (не очень часто пишу в блог, но про это упоминал).
К сожалению редко сталкиваюсь с грамотными тестировщиками, у которых не только глаза горят, но и есть множество идей, как наиболее эффективно тестировать.
Пока остаюсь пессимистом в вопросе контроля качества со стороны QA.

nhu комментирует...

To Mikalai :
Спасибо Вам за комментарий, но я бы не со всем согласилась...

Во-первых, надо четко понимать, что QA и тестирование - это далеко не одно и то же. К сожалению, эти 2 понятия все еще продолжают смешивать :(

Во-вторых, я никоим образом не касаюсь обучения в области QA на своих курсах. Тестированию бы обучить.

В-третьих, не вижу ничего плохого в том, что человек находит себя в смежной области, например, такой, как программирование или растет вверх по карьерной лестнице. Как известно, в одной и той же области развиваться можно в 2-х направлениях: по горизонтали (это супер-гуру в своей области) или по вертикали (а это дорога в менеджеры). И могу привести массу примеров, когда люди вырастали в чудеснейших автоматизаторов, не желая при этом идти в управленцы.

И последнее, что касается самих студентов. Даже если никто из них не придет в тестирование - не беда. Зато, в любом случае, у них будет определенный багаж знаний, который поможет им лучше понимать и целостный процесс разработки софта, и процесс управления, и коммуникации в команде и многое-многое другое.
Так что - вот! :)

Nick комментирует...

ой-ёй...
Никоим образом не хотел обидеть заслуги в обучении. Это всегда полезно. И это без сомнений!

Но все же не удержусь и откомментирую в обратную сторону :)
Разделение между QA и тестированием ясно, только одно без другого не возможно, а другое ведет к первому :)
Но по сути дела, тестирование без заверения качества имеет сомнительную целесообразность. Поэтому "во-вторых" немного смущает.. ну да ладно. Скорее это специфика.

В-третьих -- полностью согласен!
Это очень даже классно, когда человек находит себя и занимается любимым делом. Не важно кем он стартовал. Всегда уважаю профессионалов.

Успехов в вашем нелегком деле. Обучайте и развивайте.

Julia Nechaeva комментирует...

Натали!
Ага, в виде курсовой :) Брали исходное приложение, описывали его на основании имеющейся документации, ставили цель тестирования и критерий качества, при достижении которого продукт отдается "заказчику". И описывали весь процесс.
Должна сказать, что некоторые поставили низкий критерий, некоторые высокий, таким образом, в выводе одни отдавали "заказчику" продукт, другие возвращали на доработку "разработчикам". Так что - воображение тоже развивилось :)

Команда sqadotby комментирует...

To Mikalai:

Спасибо Вам за пожелания! :)

Наташа

Команда sqadotby комментирует...

To Юля Нечаева:

Юля, интересно-то ак получилось!
А я вот со своими по-другому поступила:
- постоянно в ходе курса делали практичесике работы (планы, сценарии, отчеты, тестирование, регистрация дефектов) - и я оценивала каждый вид работ, разбирали ошибки
- по теории в 2 подхода пишем сейчас проверочные работы - надо сказать, результат довольно прияный.

Выдадим по окончании курса сертификаты, и напечатаем приложения к ним - с баллами! ;)
Жаль пока, что это только факультатив :)

Наташа