четверг, 11 июня 2009 г.

Quick look на системы стандартизации. ISO


Доброго времени суток, коллеги.
Снова вернемся к стандартам - на этот раз пройдемся по ISO и сделаем небольшой обзор.


Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

По ISO, качество - это полнота свойств и характеристик продукта, процесса или услуги, которые обеспечивают способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям.

ISO 9000

ISO 9000 — серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление качеством на предприятиях.

Система стандартов разработана Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization), которая основывалась на разработках Британского института стандартов BS 5750.

Стандарты ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера и сферы деятельности. Сама ISO не производит сертификацию по ISO 9000, этим занимаются специально сформированные аудиторские организации в отдельных странах. Фактически сертификация производится не по ISO 9000, а по спецификации ISO 9001:2000.

Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:
* работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;
* работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным.

В некоторых странах предприятия должны иметь сертификат ISO 9000 для того, чтобы предлагать свою продукцию не только правительственным организациям, но и потребителям определённых сегментов.

Стандарт не гарантирует качество продукции.
Цель ISO 9000 — внести согласованность и объективность в действия системы контроля качества поставщика. Предполагается, что ISO 9000 будет использоваться в отношениях между компаниями, обычно в форме потребитель/поставщик. Стандарт помогает компаниям формализовать их систему управления процессом проверки качества и соответствия продукции.

Версии ISO 9000

В действительности ISO 9000 объединяет три стандарта:
* ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
* ISO 9001:2000 — Системы менеджмента качества. Требования
* ISO 9004:2000 — Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

К стандартам этой серии также можно отнести ISO 19011:2003 — Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды.

Конечные цифры в обозначении версии стандарта соответствуют году принятия, например:
* ISO 9000:1987 — совпадал с BS 5750, определял три модели управления качеством.
* ISO 9000:1994
* ISO 9000:2000

В основу построения организационной системы по ISO 9000-2000 закладываются следующие принципы:
* Концентрация на потребностях заказчика.
* Активная лидирующая роль руководства.
* Вовлечение исполнителей в процессы совершенствования.
* Реализация процессного подхода.
* Системный подход к управлению.
* Обеспечение непрерывных улучшений.
* Принятие решений на основе фактов.
* Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Защита от дурака

В европейском бизнес-сообществе считается, что наличие сертификации ISO подтверждает безупречную организацию бизнес-процесса в фирме на всех его стадиях - от проектирования деятельности до послепродажного обслуживания и информационного обеспечения.

Так называемая философия управления качеством ISO требует, чтобы были устранены причины, которые привели к изготовлению некачественной продукции. Ведь невозможно гарантировать высокое качество продукции, если после обнаружения недостатков не выявлена и полностью не устранена причина их возникновения.

А главной причиной брака в работе обычно являются чьи-то неправильные действия. Чтобы их не допустить или по крайне мере свести к минимуму, согласно философии ISO нужно формализовать все процессы. То есть описать в специальных документах их алгоритм. Ведь управлять и вмешиваться в технологию можно только в том случае, когда процессы формализованы и документированы.

Если вы руководитель и при этом уверены, что все ваши подчиненные без всякой сертификации понимают, что, когда и в каком порядке нужно делать, - вы наверняка ошибаетесь. Всем людям хотя бы время от времени нужны инструкции для достижения однозначного понимания выполняемых функций, сокращения эмоциональных и энергетических затрат на «обдумывание» элементарных действий. Можно выразиться и по-другому. Сертификация - это защита от «дурака», который обязательно что-нибудь перепутает.

Официальный сайт ISO: http://www.iso.org/iso/home.htm

Всегда ваша,
Наташа Искорцева

2 комментария:

Maksim Grinevich комментирует...

>> Стандарт не гарантирует качество продукции.

да уж...порадовало...

но стоит тогда говорить о параллели - сертификация ведь тоже не гарантирует качество человека, как сотрудника

Unknown комментирует...

Максим, в том-то и дело, что ни один стандарт не может ничего гарантировать в отношении качества... :(

Что же касается сертификации, то она всего лишь может подтвердить, что чедовек владеет определенными теоретическими знаниями, но никак не практическими навыками и уж тем более речь не идет о человеческих качествах. Поэтому и гарантировать "качество человека, как сотрудника" тоже, к сожалению, но может.

Как говорил О.Бендер, "гарантию дает только страховой полис" :)